Журнал "Шоу-Мастер" №63:
VJ Kafidov (Алексей Кафидов).
Арсений Сыроежкин: Почему ты выбрал именно эту профессию? Как пришла мысль заняться виджеингом?
Алексей Кафидов: Получилось так, что это она меня выбрала. Я рад, что так получилось. В конце 1990-х я работал ювелиром, получил второй разряд. В 2000 году начал работать в агентстве событий, которое занималось организацией разного рода развлекательных мероприятий. Занимал должность системного администратора, веб-дизайнера и видеомонтажера. В этом же году директор агентства предложил мне попробовать поработать с видеокартинкой на разных площадках. И тут началось. Мы проводили мероприятия, предлагая заказчикам видеоперформансы. Все было просто: мы подвешивали экраны и выводили на них или картинку с видеокамер, или материал, предоставленный заказчиком, или мой ви- деоперформанс. Тогда виджеинг был еще в зачаточном состоянии. Публика не сразу осознавала, что это такое. Но со временем мы поняли, что заказов на виджеинг становится все больше, и я погрузился в дело с головой.
Я очень рад, что пришел именно к этой профессии. Если бы в моем детстве уже существовала такая профессия, я точно бы мечтал стать виджеем. В детстве меня очень увлекала по ТВ красочная и качественная картинка. Каким событием для меня было, когда родители купили цветной телевизор! А как я любил видеоклипы, которые только начали показывать в конце 1980-х – начале 1990-х годов! Я любил фильмы с красивым видеорядом, играл только в те компьютерные игры, где была красивая графика. Даже сам сюжет игры не так интересовал. Часто слушал музыку и рисовал ее разноцветными фломастерами на бумаге. Слушая музы- ку, я многое представлял и выдумывал. Какие-то образы, события, цвета возни- кали в голове, можно сказать, целый видеоклип. Когда мой старший брат купил видеокамеру, я снимал домашнее видео с таких ракурсов, что, вспоминая это сейчас, я не могу понять, как такое приходило в голову ребенку. Очень любил экспериментировать со съемкой.
А.С.: Какой аппаратурой ты пользуешься при повседневном виджеинге?
А.К.: Сейчас мой набор – это ноутбук ASUS M50SR Pro58Sseries, видеопреобразователь сигнала из VGA в S-Video/ Composite/RGB, внешний винчестер через eSATA интерфейс, MIDI-контроллер Numark NuVJ. Для меня это идеальный контроллер для VJ и DVJ выступлений. 18 легко программируемых для футажей кнопок, фейдеры, кроссфейдеры, два колеса для промотки/скретча видео, быстрое переключение деков, эффектов и настройки их фейдерами. В ближайшие пару месяцев запланировал купить MacBook Pro и еще один MIDI-контроллер. Сейчас я хочу работать именно с двух ноутбуков. Думаю, что это будет очень удобно. Да и отказываться от PC не вижу смысла.
А.С.: Если бы у тебя была возможность воспользоваться любой самой лучшей видеоаппаратурой, что бы ты выбрал?
А.К.: Ребята из Digital Illusions придумали способ воплотить голографию в реальность. Вместо экрана используются мельчайшие невидимые глазу пузырьки пара. Видео, транслирующееся на этот пар, выглядит, как голография. Экран из пара не плоский, а в виде любой объемной формы, и он ставится в любом месте – рядом с музыкантами, с посетителями и т.д. С таким «экраном» интересно было бы повиджеить. Такое шоу можно было бы сделать! Здесь все ограничивается только фантазией.
Но это из «экзотики», а вообще видеоперформанс я предпочитаю делать про- граммно. За 10 лет работал с большим количеством разных видеомикшеров. Любимый, конечно, Edirol V8: в нем есть все, что мне нужно, каналов в нем достаточно, и всегда пара остается на непредвиденные ситуации. Он вполне меня устраивает, и что-то более продвинутое даже и не нужно. Также люблю работать и с его предшественником – Edirol V4. Это лучшие, на мой взгляд, для виджея видеомикшеры, если нужно работать с нескольких источников (ноутбуки, видеокамеры, dvd и т.д.).
Из «старичков» хочу отметить Panasonic WJ-MX50: сколько мы с ним прошли! Из миниатюрных – DataVideo SE-500. Конечно же, всегда хочется видеть на своих выступлениях экраны больших размеров, и чем больше, тем лучше. Экранов много не бывает. Я бы сказал, что выбрал бы клуб, полностью завешанный бесшовными плазмами. Это рай для любого виджея.
А.С.: Каким программным обеспечением ты пользуешься?
А.К.: В основном использую Resolume 3 (Avenue) и Arkaos NuVJ. В первой есть все для полноценной работы виджея: настраиваемое количество слоев, хоро- ший набор видеоэффектов, работа с плоскостями, удобный интерфейс. Вторая – более простая программа, она шла в комплекте с моим MIDI-контроллером. Большой ее плюс – это эффекты, которых я не видел в других программах. Для MacBook Pro буду покупать программу VDMX: это программное обеспечение достойно отдельной статьи. На DVJ выступлениях я играю со своего MIDI-контроллера и программы PCDJ VJ. Очень компактно и удобно, не нужен никакой железный инсталл. Для создания, обработки, подготовки и исправления материала в основном я использую Adobe After Effects и Adobe Premiere, но часто приходится обращаться, конечно, к огромному количеству ви- деософта от Particle Illusion до 3DS Max.
А.С.: Есть ли у тебя мечта, связанная с виджеингом, воплотить которую еще не было возможности?
А.К.: Мечты – это что-то неосуществимое, а при современных технологиях осуществляется все, поэтому у меня есть не мечта, а желание: хочу «замэппить» в клубе все стены и потолок – в общем, все пространство в клубе будет сплошным видеоперформансом.
А.С.: Поясни, для непосвященных, что такое «замэппить».
А.К.: Video mapping – это видеопроекция с одной или нескольких точек на разнообразные объекты и поверхности сложной формы. Здесь ограничений нет: это может быть стена в клубе нестандартной формы, барная стойка, диджейский стол, любое здание, машина, любой предмет. Все ограничивается только способ- ностями виджея и умением правильно рассчитать координаты (размеры) плоскости, качественно изготовить и подогнать видеоматериал. Как когда-то виджеинг был новшеством в России и все не до конца понимали, что это, так сейчас и с видеомэппингом. Однако последний набирает более быстрые обороты по востребованности, что не может не радовать.
А.С.: Можно ли сделать хороший видеоперформанс на дешевой (плохой) аппаратуре?
А.К.: При наличии слабого проектора или проектора с «севшей» лампой, который не выдает нужную картинку, это не- возможно, никакого шоу не сделаешь. Но даже если просто виджеишь напрямую с ноутбука на проектор без MIDI-контроллеров, видеомикшеров и прочих удобств, то все зависит от самого виджея, видеоматериала и умения пользоваться вид- жейским программным обеспечением.
А.С.: В каких клубах ты предпочитаешь работать? С какими направлениями?
А.К.: Я всегда любил работать с живой музыкой, неважно, каких направлений. Конечно, я предпочитаю клубы, где есть акцент на видео, с большим экраном (или экранами), где арт-дирекция и светоопе- раторы понимают, что видеоперформанс на экране – неотьемлемая часть вечеринки. Я проработал пять лет резидентом в самом крупном клубе за Уралом «Rock City». Из-за плотной программы приходилось часто отказываться от различных приглашений как в Новосибирске, так и в турах по Сибири. Но были некоторые исключения, например, выступал на крупных фестивалях типа Aerodance с Leeroy Thornhill (Prodigy) или Klubbheads. Пять лет прошли на одном дыхании. Гастроли московских и зарубежных групп были раз- два в неделю, остальное время играли местные группы, ночью – диджеи. Работали так: видеокамерой управлял про- фессиональный, подчеркну, именно VJ, видеооператор. Я режиссировал все до мелочей, одновременно делая видео- перфроманс и с ноутбука. Приятно было не только ощущать реакцию публики на шоу, которые мы делали в течение 5 лет, но и получать отдачу от выступающих, которые видели нашу работу. Был приятно удивлен, когда Макс Покровский из группы «Ногу Свело» поднялся ко мне на второй этаж, чтобы поблагодарить за видеоинсталляцию.
Сейчас я работаю со всеми направлениями, стал универсальным в этом плане. Могу подготовить программу как на тяжелую рок-группу, так и на гламурный мюзикл или выступление любого диджея. Если просто и в двух словах – например, на House во всех его направлениях играю сочноцветные футажи с разного рода видео в зависимости от того, что почувствую, какое настроение увижу у публики/диджея. На некоммерческую электронную музыку (D'n'B/IDM/Industrial/Techno и т.д.) я делаю довольно жесткий видеоперформанс: это резкие, контрастные с минимумом цветности визуализации, микшируемые с черно- белым хардкорным видео. На Trance – это 3D графика, «полеты», туннели. Если Psy-Trance, то, соответственно, очень быстро меняющиеся образы разного плана с яркими кислотными цветами. На R'n'B делаю гламурную, блестящую картинку с тан- цующими образами девушек и несложной графикой. На попсу 80-х–90-х – неон, танцы, игра с цветом, ностальгирующее видео. К живым выступлениям групп у меня индивидуальный подход с подбором видеоряда для каждой песни, часто, конечно, все подбираю в реальном времени.
А.С.: Чем помимо виджеинга ты занимаешься?
А.К.: Люблю устраивать вечеринки некоммерческой электронной музыки в андерграундных клубах. С успехом прошли два мероприятия в клубе «Truba», где я играл как DVJ (IDM/Trip- Hop/Experimental). После чего получил приглашение выступить в качестве DVJ с этой же программой и в московском андерграундном клубе «Улица ОГИ». Принимал участие в фестивале электронной музыки «Mindsprings» в клубе «Лунапарк», также в качестве DVJ.
А.С.: Любой ли человек может научиться виджеингу?
А.К.: У человека к этому должна лежать душа, он должен видеть музыку у себя в голове, он должен полностью посвятить себя этому, не отвлекаясь на другие профессии. Многие, купившие себе ноутбук и нарезав несколько футажей из фильмов, уже считают себя виджеями. Это все глупости: обычно такие люди бросают эту работу через пару месяцев.
А.С.: Творчество каких VJ или видеохудожников ты можешь отметить?
А.К.: У каждого виджея и видеохудожника есть свой стиль, каждый интересен по-своему. Главным cчитаю, чтобы человек жил своей работой, развивал свой талант, стремился творчески расти и получал от этого удовольствие. Таких людей я уважаю. Из огромной массы могу вспомнить творчество медиахудожника Scott Pagano, которое мне очень симпатично.
А.С.: Какие твои планы на ближайшее будущее?
А.К.: В ближайшее время я уезжаю работать в Уфу на год. Там открывается клуб «Concert Club». Это очень интересный проект, обьединяющий в себе живые выступления артистов и DJ, мюзиклы, арт-показы и т.д. На видео там делается большая ставка. Будет видеостена 12x3 метра из бесшовных плазменных панелей Orion OPM-4250, 5 видеокамер, двигающихся по клубу и управляющихся со специального пульта. Часть потолка в клубе будет светодиодным экраном. На входе будет помещение с лестницей, стены и потолок которого планируем «замэппить» видеокартинкой. Через год посмотрим, где я буду. Но могу сказать точно, что работать буду в том же направлении. Официальный сайт: http://vk.com/vjkafidov (VJ Kafidov – магия визуального искусства).
Журнал "Шоу-Мастер" №63 (скачать)