Журнал "Шоу-Мастер" №68:
Video Jивопись (VJ)...
Автор статьи: VJ Light (Арсений Сыроежкин).
Арсений Сыроежкин: Привет, Сергей. В этом году клубу исполняется 15 лет. Дата говорит сама за себя. За это время в Москве возникло множество клубов, но я не знаю ни одного, которому в ближайшее время исполняется 15 лет. И, ведь «Пропаганда» не то чтобы выживала, а, пережив несколько экономических кризисов и всем известных «предновогодних чисток», остается безоговорочным авторитетом в клубной индустрии столицы. Все та же толпа на входе из желающих попасть в клуб, все то же неизменное качество вечеринок. Я думаю многие заведения хотели бы такого успеха. В чем именно секрет такой правильной работы? Сергей Тимошов: За 15 лет в клубе произошло много разных изменений. Но не все они заметны для глаз посетителей. Мы очень большое внимание уделяем визуальному и акустическому наполнению клуба. Например, несколько лет назад мы сменили саунд-систему на d&b audiotechnik и очень довольны звуком. Все это результат упорного труда наших звукоинженеров. Большое внимание уделяем и тому, как звучит музыка днем: по периметру клуб оснащен небольшими сателлитами для равномерного рассеивания звука. Что касается светового оснащения, то в арсенале мы имеем стробоскопы Martin Atomic 3000, сканеры Robe 575 и головы Robe 575 (для танцпола), Robe 250 для подсветки бара. Есть два специальных проектора Benq, которые позволяют транслировать видео на предельно короткие расстояния.
А.С.: По-моему, «Пропа» — один из первых клубов, начавших привозить иностранных диджеев. Еще в начале существования клуба этим занималась тогдашний арт-директор Франческа. Этому примеру потом последовали другие клубы, что и им принесло ожидаемые плоды.
С.Т.: Мы приглашаем интересных нам артистов, многие из них стали хорошими друзьями. В «Пропаганде» все дни недели разделены на определенные стилевые направления в музыке, и мы стараемся держаться качественной современной (и не только) танцевальной культуры.
А.С.: Кстати, «Пропаганда» также один из первых клубов, где в штате есть художник по свету.
С.Т.: Тут нужно обязательно отметить труд Андрея Морозова. Он воплощает свои идеи, которые нам очень нравятся и соответствуют духу «Пропаганды». Он регулярно «прописывает» новые программы для света, которые потом использует в ночной работе. Световое оформление – это важная составляющая вечеринки, тут я, конечно, ничего нового не открою. И обязательно нужно уделять этому процессу достаточно внимания и времени.
А.С.: Да, клуб всегда держался политики качества. Приятно осознавать, что в нашей стране и в наше время есть заведения, в которых так тщательно относятся к созданию атмосферы вечеринки, используют все самое «вкусное» и прогрессивное. Одним из таких нововведений является виджеинг. Многие администраторы клубов до сих пор искренне считают, что VJ - это ведущий на телевидении. На самом деле виджей подобен диджею и лайтджею, только он (также в режиме реального времени) создает видеоряд.
С.Т.: Мы работаем с четырьмя виджеями, которые выступают на разных вечеринках. Как правило, они сами выбирают вечеринки в соответствии с их собственными музыкальными предпочтениями. Каждый из них по-своему чувствует музыку, которая звучит в клубе, и воплощает свои ощущения в зрительных образах сплетением видеофрагментов, графики и так далее.
Бывает, что они сами экспериментируют и устраивают между собой back2back, иногда приглашают своих коллег поработать в клубе. Интересно, как некоторых гостей вечеринок гипнотизирует работа виджеев, они буквально «влипают» в экраны и не могут вырваться из плена видеоряда и при этом заметно покачиваются под ритм звучащей музыки.
А.С.: Я видел в расписании клуба на сайте, что почти каждую ночь у вас выступает виджей, и порой не один. Приятно, что указываются имена виджеев на афишах, это говорит и об уважении к видеоартисту, и о значимости видео для вечеринки в клубе. Когда «Пропаганда» начала приглашать виджеев? Кто был инициатором появления видео в клубе?
С.Т.: C виджеями мы сотрудничаем более 5 лет, тогда арт-директором был Алексей Николаев. Он как раз и был инициатором сотрудничества с ними.
А.С.: Скажи, а есть в планах у клуба приглашать иностранных виджеев?
С.Т.: Вполне возможно, но пока это не первоочередная задача. Мы над этим работаем.
А.С.: Что планируется нового в плане видео? Я имею в виду новые форматы. Например изображение, склеенное из нескольких проекторов, ведь пространство клуба позволяет, а эффект.... Или, может, 3D?
С.Т.: У нас в планах проецировать видео на стены клуба с помощью восьми проекторов. Как раз к дню рождения «Пропаганды» мы надеемся запустить эту систему. Приходите, будет интересно!
А.С.: Хочу пожелать клубу и дальше быть флагманом современного подхода к шоу. Думаю, это только начало и все самое главное еще впереди. Удачи!
С.Т.: Спасибо! «Пропаганда не стоит на месте», это факт. Я уверен, что и дальше так будет, потому что в клубе работают неравнодушные люди. Это важно.
http://www.propagandamoscow.com/ru/
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Арсений Сыроежкин: Приветствую, Владимир. Хотелось бы еще раз поговорить о вашем театре, но на этот раз более подробно о применении видео в спектаклях. Именно с вами как с художником, инициатором и координатором этой части постановки. Когда и кому впервые пришла мысль применить видео в спектаклях в вашем театре?
Владимир Солдатов: Мне. Первым спектаклем в театре «Сфера» с использованием видео был спектакль по пьесе А. Островского «Весенняя сказка» («Снегурочка») в 2002 г. Видео демонстрировалось на трех телевизорах с большими экранами. Это были ассоциативные по ходу спектакля врезки визуальной информации: некие «сны», «грезы», «фантазии». Использовались подготовленные заранее ролики. Кроме этого, на экраны выводилась картинка реальной видеокамеры в руках одного из персонажей, пародировался «прямой» телеэфир. В 2004 году вышел спектакль по пьесе Г. Фигейреду «Дон Хуан», в этом же сезоне – спектакль по пьесе Владимира Набокова «Подлинная жизнь Себастьяна Найта». В спектакле «Дон Хуан» использовались те же телевизоры. В гротесковой форме смонтированные из заранее снятого видео или из кусочков рекламы, эротических фильмов Тинто Брасса видеоролики добавляли динамику и юмор в происходящее на сцене. В спектакле «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» нагрузка на видеопроекцию значительно изменилась по качеству. Во-первых, стали использоваться видеопроекторы. В качестве экранов служили полотна из фильтросита (капрон, обладающий свойством усиления отражения и специфическими бликами). Проецировались фрагменты кинохроники и сложные коллажи из фотографий и репродукций картин известных художников. Вся видеоинформация служила не обозначению мест действия, а следовала задачам расстановки режиссером спектакля смысловых акцентов, усиливала эмоциональное воздействие от спектакля. (Видео- и фотоматериалы я с успехом представлял на симпозиуме и профи-выставке в Санкт-Петербурге). На камерной сцене театра в 2005 году с активным использованием видеопроекции вышел спектакль по пьесе П. Мериме «Небо и ад». На стены вокруг зрителей видеопроекторами проецировались мои коллажи из фрагментов картин И. Босха, вовлекая всех в созданную режиссером и художником среду спектакля. Еще в большей степени видео-проекция была применена в 2007 г. в спектакле «Я пришел дать вам волю» (В. Шукшин). Использование одновременно нескольких видеопроекторов и больших панорамных экранов, окружающих со всех сторон и актёров, и зрителей, расширило восприятие реального пространства зала «Сферы», усилило динамику действия, внесло много эмоциональных нюансов. Впервые использовалось слайд-шоу, рассчитанное на чередование подачи видеоинформации на четные и нечетные по порядку установки видеопроекторы. Специально для этого спектакля созданные мной слайды-коллажи и флеш-анимации сопровождают весь спектакль наравне с хореографическими сценами в постановке А. Лещинского. В этом же сезоне видео-проекция была использована в спектакле по пьесе Анни Шмидт «Мурли», в котором нагрузка на проекции меньше – один момент в спектакле: проецируются на большой экран слайды с фотографиями, «уличающими» не очень хорошего персонажа в не очень хороших поступках)). Спектакль создан для детей и их родителей. Большую смысловую нагрузку видеопроекции несут в спектакле по пьесе В. Набокова «Человек из СССР» и в спектакле на камерной сцене «Наши за границей» (по Н. Лескову), оба спектакля – премьеры 2009 года. В спектакле «Наши за границей» зрители и актеры окружены зеркалами, открытками и плакатами времен всемирной выставки в Париже 1900 г. Между зеркалами устроены экраны, на которые подается с трех проекторов изображение. Материал для проекций – мои коллажи, куски смонтированного видео, фрагменты картин известных художников. В сочетании со сценическим действием видеоряд погружает «в то время» и добавляет иронию, обязательную с точки зрения постановщика. В спектакле «Там же, тогда же» по пьесе Б. Слэйда (2011 г) четыре видеопроектора проецируют на боковые стены зрительного зала коллажи, специально сделанные для спектакля. В этом случае важно было объединение в одно целое разных используемых театральными художниками средств. Режиссер этих спектаклей – Екатерина Еланская, сценография моя.
А. С.: Применялось ли видео в постановках и других художников в «Сфере»?
В. С.: В 2007 году проекции использовались в спектакле «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (режиссер Екатерина Еланская, художник Е. Санкина, компьютерная графика и анимация – Д. Маршак ). В 2010 году проекция использовалась в спектакле «Колокола» (пьеса Г. Мамлина, художник Т. Широкова). О применении видеопроекций в этих спектаклях лучше меня смогли бы рассказать авторы этих спектаклей. Постепенно, по мере усиления нагрузок на видеопроекции, усовершенствовалась и техника: проекторы, пульты, программы для создания и проведения презентаций. Большая заслуга в этом принадлежит Денису Маршаку (Vj Soul).
А. С.: Уверен, Вы как художник, а также режиссер и другие ждали реакцию на эту новацию со стороны зрителей. Как вы ее оцениваете? Оправдались ли тогда надежды и в какой мере?
В. С.: Ни я, ни режиссер не ставили перед собой цель удивить кого-нибудь самим фактом применения видео. В истории театра проекции как таковые много раз выходили на более значимое место, чем другие выразительные средства сценографии. Развивалась проекционная техника, оптика, устройства для охлаждения слайдов (вернее – диапозитивов). Появились огромные агрегаты, для которых строились специальные помещения в зрительном зале и на сцене. Все, особенно чиновники, радовались способу удешевления спектакля за счет экономии – не надо создавать из дерева и металла то, что можно спроецировать)). Но – увы! Как только проекторы стали частью стационарного оборудования театров, этот способ создания внешней формы спектакля перестал интересовать и режиссеров, и сценографов. Но все возвращается. И мода, и проекции)). Теперь – с новыми возможностями. Компактностью оборудования и легкостью и точностью в управлении. Я, как и в обычной проекции, так и в видеопроекции вижу много возможностей, считаю, что использовать этот тонкий специальный инструмент только для показа картинок – неуважительно и банально. Я – ученик Георгия Константиновича Самойлова, художника по свету у Таирова в Камерном, а потом в театре имени Пушкина. Еще в советские времена театр Пушкина «трещал» от количества передовой проекционной техники от ведущих фирм мира, присылаемой Георгию Константиновичу на оценку ее качеств. Но эти замечательные проекторы-«гаубицы» стояли в трюме под сценой в чехлах, потому что Самойлов умел использовать нашу российскую невозможность сохранять одинаковые параметры при массовом производстве проекционной аппаратуры. Каждый проектор для него «был единственный в целом свете». А образцы иностранной техники – «как все». Самойлов сам даже делал диапозитивы для проекции с помощью этих индивидуумов. (У меня сохранились несколько авторских диапозитивов Г.К. Самойлова). К сожалению, сейчас у многих взгляд на современную проекционную технику такой: чем дороже – тем лучше. А я тоже предпочитаю индивидуумов. Потому что они способны делать не только то, что все. Так что восторгов от «нашего ноу- хау» не ожидали.
А. С.: Как изменился подход к видео в спектаклях со стороны постановщиков «Сферы» с момента первых проб до сегодняшних дней?
В. С.: Они перестали бояться этого инструмента))
А. С.: Какие на сегодня задачи стоят перед видео оформлением? В каких ситуациях в спектакле оно особенно необходимо (или уже без него совсем нельзя), а в каких – неуместно на Ваш взгляд?
В. С.: Видео должно не быть «пиксельным», забыть про «клеточку», стать богаче по цвету, поддерживать более высокое разрешение проецируемых материалов (видео и слайдов). То есть, пробовать хоть немного приблизиться к возможностям других сценографических приемов и материалов. Оно должно стремиться к точной самооценке, без самоуничижения. Развивать в себе то, что другим инструментам недоступно. Без видео пока можно.)) Неуместно- банальное грубое насилие над этим тонким инструментом.
А. С.: Есть ли задумки добавить видео, перенести его на сцену, я имею в виду сам пол, или на какие-нибудь декорации, предметы или конструкции?
В. С.: Хотелось бы такое осуществить. Даже с удовольствием. Сделать специальное театральное шоу с показом всех возможностей современной видеопроекционной и свето-техники. Может, эта техника приоткроет свои новые возможности, не востребованные в эстрадных шоу и клубах с танцполом)). Могу даже придумать сценарий для такого шоу, собрать команду и поставить его с актерами и техникой, если не сложится такой эксперимент в моем в театре. Но тут уже вопрос надежности и качества техники. Нужна помощь профессиональных инженеров в этой области.
А. С.: Понятно, что зритель воспринимает спектакль целиком, имеется в виду, при профессиональной и качественной работе зрителем не выделяется нарочно, скажем, свет или другие элементы постановки, в идеале все смотрится на одном дыхании, но все же... Заметна ли, Вам, как художнику, разница восприятия зрителем спектаклей с той или иной долей участия в них видео?
В. С.: Если в спектакле есть не точно сделанные места – в актерской ли работе, режиссерской, работе сценографа, художника по свету – все становится видно. Кто-то по каким-то причинам просто «тянет на себя одеяло». Видео очень уместно, когда кстати и вместе со всеми)).
Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора.
Журнал "Шоу-Мастер" №68 (скачать)