Журнал "Шоу-Мастер" №83:
Фестиваль «Круг света» 2015.
Арсений Сыроежкин,
www.vjlight.ru
Отгремел очередной, уже пятый по счету московский международный фестиваль «Круг света» (с 26 сентября до 04 октября 2015). К моему стыду, о первых двух фестивалях я услышал только после того, как они закончились (и то не сразу), про третий я думал, что он посвящен исключительно световым технологиям (сканеры, головы и т.п.), в четвертом и пятом я уже сам захотел принять участие, но не успел из-за занятости в других проектах... А вот обойти вниманием столь мощное событие невозможно, к тому же, на мой взгляд, никто еще не освещал в СМИ техническую сторону инсталляций фестиваля, так сказать, сам процесс изнутри. И ведь есть что рассказать...
За пять лет «Круг света» шагнул не то что на два шага вперед, а, наверное, на целых десять. Одно количество площадок увеличилось в разы, не говоря уже о концепциях самих инсталляций: от видеомэппинга на совершенно разные по формату здания до световых инсталляций на воде, семинаров и мастер-классов. Все самые передовые медиа и световые технологии впитал в себя фестиваль.
Все самое яркое, красивое и светлое смогли увидеть зрители. Думаю те, кто интересуется современным искусством, успели посетить каждую площадку и позволили окружить себя красотой света. Сеть просто пестрит фотографиями и видеосъемками с показов, и порой даже не верится в масштабность и реальность происходящего. Кстати, про масштабность.
«Видеопроекция на фасаде комплекса зданий Министерства обороны Российской Федерации стала самой масштабной в мире! Ее площадь составила 19 099 квадратных метров, для демонстрации 60-минутного представления использовались 140 видеопроекторов Panasonic и более 650 световых приборов. 4 октября на церемонии закрытия фестиваля «Круг света» на Гребном канале установленный рекорд подтвердил представитель «Книги рекордов Гиннеса» и торжественно вручил сертификат организаторам самого яркого и красочного проекта России....» – пишут организаторы фестиваля.
Сейчас фестиваль «Круг света» находится под патронажем Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, возглавляемого Владимиром Васильевичем Черниковым, который до 2015 года руководил Департаментом СМИ и рекламы города Москвы. Я побеседовал о прошедшем событии с пресс-секретарем Департамента Владимиром Яковлевым.
Арсений Сыроежкин: Как возникла идея фестиваля?
Владимир Яковлев: Все начиналось с идеи мэра Сергея Семеновича Собянина. Став главой Москвы, он захотел сделать город светлее, кроме того, столице России не хватало масштабных, ярких, красочных мероприятий событийного ряда. Был проанализирован зарубежный опыт, конечно, москвичи привнесли что-то свое, и получился фестиваль света – городской праздник с использованием световых технологий. Тогда, пять лет назад, даже для нас, организаторов проекта, словосочетание «световые технологии» звучало несколько странно. На первый фестиваль пришли 250 тыс. человек. И для городского мероприятия пятилетней давности это было очень большое количество зрителей. Сейчас, когда на юбилейный фестиваль пришло 7,5 млн. человек, конечно, наше достижение 2011 года уже не кажется таким масштабным. Но для того времени это было очень серьезной заявкой на успех. И успех не преминул прийти».
А. С.: Каковы основные цели и задачи этого фестиваля?
В. Я.: Развитие визуального высокотехнологичного искусства в России, поддержание образа Москвы как активной культурной столицы, а также привлечение туристов – российских и иностранных.
А. С.: По каким критериям и кем проводится отбор участников фестиваля?
В. Я.: Координатором и соорганизатором фестиваля с 2013 года выступает Коммуникационная группа LBL. Сотрудники компании занимаются подготовкой и проведением фестиваля «Круг света», том числе, и приглашением поучаствовать в международном конкурсе аудиовизуального искусства Art Vision. Татьяна Попова, отвечающая в Коммуникационной группе LBL за организацию и проведение конкурса «Art Vision»: Конкурс проводится по трем номинациям: Art Vision Classic, Art Vision Modern, Art Vision VJing. Работы участников оценивает профессиональное жюри, в которое входят именитые мастера видеомэппинга, виджеинга, светового искусства. В 2015 году на конкурс было подано 126 заявок от участников из 26 стран мира. Члены жюри провели отбор финалистов в два этапа, и в итоге 48 работ от участников из 17 стран были показаны впервые на фасаде Большого театра (номинация Art Vision Classic), на ВДНХ на фасадах павильона № 1 (номинация Art Vision Modern) и павильона № 32 (номинация Art Vision VJing). В финале конкурса Art Vision были представлены следующие страны: Австралия, Азербайджан, Венгрия, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Испания, Канада, Мексика, Португалия, Россия, Словения, Чили, Швейцария, Эквадор, Япония.
А. С.: Насколько «Круг света» открыт к сотрудничеству со свободными художниками по свету и видео? И что им необходимо сделать, чтобы стать участником фестиваля?
Татьяна Попова: Для сотрудничества достаточно направить письмо с информацией о себе и своих проектах на адрес info@lightfest.ru или pr@lightfest.ru.
А. С.: Сколько российских участников в этом году приняли участие в конкурсе? Их меньше, чем иностранных медиахудожников?
Российских дизайнеров гораздо больше, чем иностранных, по сравнению с другими годами проведения конкурса. Хотя направление видеомэппинга для России, как впрочем и для всего мира, еще достаточно ново и только набирает обороты. Но с каждым годом увеличивается число не только иностранных участников, но и российских (причем не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и российских регионов). Стоит отметить, что, например, в 2015 году большая часть победителей конкурса Art Vision, который ежегодно проходит в рамках фестиваля, – это российские команды. «Арт Вижн Классик».
«Арт Вижн Классик»
Illuminarium 3000, Россия, Санкт-Петербург http://www.youtube.com/watch?v=2Pc-6r6rXpI
Glowing Bulbs, Венгрия http://www.youtube.com/watch?v=meA96ZlzPwk
Dream Laser, Россия, Нижний Новгород http://www.youtube.com/watch?v=zHYiCn3SfJs
«Арт Вижн Модерн»
Сила света, Россия, Москва http://www.youtube.com/watch?v=5QweotsgKTc
Flightgraf, Япония http://www.youtube.com/watch?v=UgQsBQhC5WE
Glowing Bulbs, Венгрия http://www.youtube.com/watch?v=VMwOMJwZ6B0
«Арт Вижн Виджеинг»
Kirill_llirik, Россия, Москва http://www.youtube.com/watch?v=Gj-TEGgG0PI
Ricardo Silvera Cancado (VJ Eletroiman), Испания http://www.youtube.com/watch?v=eQfD-EM40A0
ModiFICA, Чили http://www.youtube.com/watch?v=6PSDvghN68c
Каждый год фестиваль расширяется и становится все интереснее. Трудно представить, что еще необычного увидят зрители в 2016 году. Но, поверьте, затевается нечто не менее грандиозное, чем в этом году. А сейчас я хотел бы заострить внимание на, пожалуй, самой масштабной инсталляции пятого по счету, юбилейного «Круга света», той самой, что попала в Книгу рекордов Гиннеса – видеоинсталляци на фасад комплекса зданий Министерства обороны России. Когда, перед началом представления я увидел колонны с проекторами на Фрунзенской набережной, то просто обомлел. Представляете, сколько ресурсов было задействовано, сколько труда, людей и оборудования? Техническая зона растянулась на добрую пару сотен метров.
И это, оказалось, еще не все! Это только «глаза» проекта (видеопроекторы и медиасерверы синхронизации). На противоположном берегу находится вторая часть инсталляции: трибуны для зрителей, звуковое оборудование и «сердце» площадки, откуда (через Москву реку) запускается сигнал, который уже через некоторое время все увидят на фасаде здания. Как все устроено?
Сколько километров проводов, сколько проекторов и какой яркости? Сколько, наконец, это все оборудование потребляет электричества? Эти вопросы я задал Дмитрию Радченко, техническому специалисту компании Panasonic.
Дмитрий Радченко: Общий технический проект этой инсталляции создавался при непосредственной поддержке московского офиса Panasonic и завода по производству профессиональных проекторов, который находится в Японии в городе Осака. Серверную часть разработали российские специалисты. Каждый из серверов может выводить картинку 22К. В общей сложности использовалось 96 каналов (48+48 запасных), которые через DVI-матрицы Kramer по 6 километрам оптической линии коммутировалось к проекторам с потоком 20000 лм. Это наши флагманские модели со встроенным процессором коррекции геометрии изображения Panasonic PT-DZ21KE и PT-DS20KE (первое поколение), а также Panasonic PT-DZ21K2E и PT-DS20K2E (второе поколение). В проекте задействовали 140 проекторов, расположенных на набережной напротив зданий Министерства обороны и на крыше Министерства. Для трансляции в данной видеоинсталляции собрали 3 медиасервера, на каждом из которых установили по 4 видеокарты. Конфигурация следующая: процессоры Intel по 18 ядер каждый, видеокарты NVidia Titan X с 12 Гб памяти, оперативная память – 64 Гб, SSD на PCI слот со скоростью считывания 1,6 Гб/сек. и скоростью записи 1,8 Гб/сек. Особых примочек типа водяного охлаждения не добавлялось, нескольких дополнительных вентиляторов оказалось достаточно. С каждой видеокарты снимался сигнал и отправлялся на 4К преобразователь и далее с каждого такого преобразователя уходил на 4 проектора. Для скорости и качества передачи сигнала использовалось оптоволокно, и к самим проекторам сигнал поступал уже через преобразователь на DVI порт. В общей сумме получается 48 «экранов» FullHD разрешения (1920 х1080). Питалось все это хозяйство от нескольких генераторов, которые находились неподалеку. Мощность каждого составила 150 кВт. Помимо основных, использовались также и резервные генераторы.
А. С.: В какой программе настраивался и транслировался видеосигнал?
Д. Р.: TouchDesigner (http://www.derivative.ca/). Весь контент приходил по почте от видеохудожников в виде файлов проекта на жестких дисках, при помощи специальных модулей программы настраивали его на фасад зданий, соответственно, в TouchDesigner все и транслировалось.
А. С.: А что за оборудование находилось на противоположном берегу Москвы-реки?
Д. Р.: Ты правильно выразился насчет «сердца» инсталляции. На том берегу было звуковое оборудование и своеобразный пульт управления, который и передавал к нам сигнал-команду по протоколу SMPTE на запуск видео и синхронизацию его со звуком. Для этого специально тянули оптическую линию через мост. Так же оптоволокно инсталлировали и на само здание. Там тоже располагались проекторы. А сам мастер-сервер синхронизации находился у нас, чтобы избежать задержки сигналов.
А. С.: Сколько же всего использовалось проекторов на этой площадке?
Д. Р.: На самом деле на каждый видеовыход с 4К преобразователя подключалось по 3 проектора (по 20000 лм каждый). Это было сделано для увеличения яркости. Получается, что на один «экран» приходилось 60000 лм. Естественно, они должны быть настроены точка в точку, что мы и сделали. В сумме в проекте было задействовано 140 проекторов, которые поставила фирма Panasonic.
А. С.: На мой взгляд, собрать такое количество просто подвиг со стороны Panasonic.
Д. Р.: Из технических трудностей нужно отметить несколько важных моментов. Во-первых, часть проекторов использовалась в так называемом портретном режиме, они работали на «боковушке», то есть зрителям, сидящим посередине, видны не были. Но в ТЗ заказчика указано, что они тоже должны быть засвечены – для тех зрителей, которые смотрели несколько сбоку. При портретной установке использовались специальные портретные лампы, которые имеют другой ресурс, отличный от стандартных. Я опасался, что за время репетиций и работы фестиваля будет заметна разница в работе ламп. Но оказалось, что яркость падает в приемлемых пределах.
Вторая сложность была связана с тем, что те проекторы, которые мы брали в России, и те, которые приехали из Европы, были установлены в разные рамы, не совместимые друг с другом. Часть проекторов пришлось перемонтировать под отечественные рамы, часть подгонять друг к другу. Дело в том, что когда проекторы установлены друг на друга «бутербродом», то неважно, какая у вас рама. Но если мы их направляем вверх или вниз, то размеры рам влияют на то, насколько расходятся эти проекторы. Но процессор корректировки геометрии в проекторах помог нам довольно быстро решить эту задачу.
В Европе для проекторов Panasonic, как правило, используются два типа рам: рамы немецких компаний Lang и Publitech. Но наши арендные компании в целях экономии делают рамы на свой вкус, стараются их максимально удешевить, и такие рамы не имеют внутренних подстроек и отличаются друг от друга по геометрии. Это становится серьезной головной болью на больших проектах, когда собирается оборудование разных компаний.
Некоторые проекторы, прибывшие в последнюю очередь, относятся к так называемому второму поколению наших проекционных аппаратов – это серия К2. И она гораздо более совершенна, несмотря на то, что корпус одинаковый. В К2 больше настроек.
Завод нас предупредил, чтобы мы не удивлялись, что отработка движущихся сигналов была различной. Однако заводские инженеры предусмотрели режим Совместимости, то есть в проекторе К2 можно настроить параметры таким образом, что он будет работать, как проектор предыдущего поколения. Это было особенно заметно на центральном здании Министерства обороны, когда показывался ролик, посвященный русской классике.
Сначала нас не устроило качество той части ролика на тему балета «Спартак» где бегущие строки просто расслаивалось. Но мы внесли корректировки в соответствии рекомендациям завода и все прошло замечательно.
Немало времени заняла настройка режимов яркости в разных проекторах. Когда у вас 10-20 аппаратов, это не проблема, но когда их больше сотни, такая процедура занимает много времени. Дело в том, что в проекторах DZ21KE/DS20KE ртутные газоразрядные лампы по умолчанию живут около 2000 часов, в проекторах поколения К2 – около 3000 часов. Плавное затухание лампы иногда не устраивает арендные компании. Но заказчик, который берет проекторы в аренду, готов заплатить больше за более яркую машину.
Поэтому на заводе Panasonic была разработана такая функция, когда при установке новой лампы в течение первых 10 часов работы можно активизировать режим Приоритет яркости, грубо говоря, срок службы ламп уменьшится вдвое, но лампы станут светить ярче в течении этого срока. Европейские проекторы приехали с установленными режимами Приоритета яркости, а проекторы российских арендных компаний были настроены по-разному. Мы предоставили во все российские аппараты новые лампы, а потом оперативно (у нас было всего 10 часов!) перевели все проекторы в одинаковый режим. Хочу от всей души поблагодарить наших сервисных инженеров, они проделали фантастический объем работы!
Все проекторы Panasonic прошли через наш фирменный сервисный центр на Шаболовке. Все проекторы почистили, провели регламентные работы. С некоторыми пришлось повозиться, потому что находили и масло от дым-машин, и даже насекомых в оптических блоках. С одной стороны, это говорит о том, в каких жестких условиях может работать наша техника, с другой, как ни печально, о том что специалисты порой обращаются неаккуратно с дорогостоящей техникой.
Я бы хотел поблагодарить инженеров нашего завода и особенно главного специалиста Идо-сан, который отработал здесь около 40 лет и имеет огромный опыт обращения с дисплейным оборудованием. Идо-сан и Кигучи-сан оказали нам неоценимую помощь, в частности, сделали сведение центральной части, и их присутствие на площадке вдохновляло и поддерживало нас. Мы были спокойны от того, что с нами сэнсеи, и если произойдет что-то непредвиденное, они помогут с этим разобраться. С гордостью могу сказать, что из 140 проекторов непредсказуемо повел себя только один, на крыше. Он был заменен. Наше оборудование показало себя с наилучшей стороны и в плане надежности.
А. С.: Погодные условия не помешали?
Д. Р.: Погода была сухая, и без неблагоприятных факторов для проекторов, которые стояли на крыше. Но у нас есть опыт работы даже при отрицательных температурах. На улице было ниже 20 градусов, я при настройке геометрии отморозил себе пальцы. Пришлось немного подогревать приборы, потом мы смотрели по удаленным датчикам и если они нагревались слишком сильно, то открывали полог в проекционной башне и они потихоньку остывали. Так и поддерживали рабочую температуру.
А. С.: Расскажи, пожалуйста, о встроенной функции коррекции изображения проекторов Panasonic.
Д. Р.: Во всех наших флагманских проекторах уже встроен процессор корректировки геометрических искажений. Это мощная математическая машина, которая по умолчанию приходит с завода с не со всеми активированными функциями. Вот, например, сейчас я приехал с интересного объекта, где есть нестандартный ломанный экран, а наши проекторы были без активации. Наш партнер заволновался, сможем ли мы это сделать. Но даже без активации всех функций при прямых руках и наличии времени для более тщательной настройки можно сделать много интересных вещей, скорректировать практически любые экраны. Если все-таки базовых возможностей не хватает, то есть специальная опция ET-UK20, которая приобретается отдельно, и активируется через интернет. Вы отправляете на фабрику код вашего проектора и код опции, а в ответ приходит код активации, который загружается обратно в проектор. В этом случае у пользователя появляются все функции управления изображением на экране.
Это уникальные функции по управлению геометрией, равномерностью яркости, и даже сшивкой — появляется возможность изменить градиенты затухания яркости в зоне нахлеста. Если поверхность экрана обладает направленными свойствами отражения, то вы можете «поиграть» с линейностью градиента затухания в этих зонах. Очень полезная функция пригодилась нам в эти дни в «Ельцин-центре».
Как оказалось стометровый экран покрашен специальным составом и его свойства совсем не матовые. Из-за конструктивных особенностей в некоторых местах был очень острый угол падения луча проектора и была заметна неравномерность яркости в зоне нахлеста. Но управляя кривой гаммы светового перехода, мы добились хороших результатов. Что касается корректировки самой геометрии, то если у проектора «в базе» максимальный размер сетки всего 11 на 11, то у аппарата с полной активацией – 46 на 21, это около тысячи точек, что позволяет тонко корректировать даже самые сложные экраны.
А. С.: А насколько сложная процедура активации?
Д. Р.: Все эти активации сможет сделать обычный пользователь, который прошел обучение. Мы проводим тренинги по всей стране, где, в том числе, учим пользоваться этим ПО. В этом году наши семинары посетило около 1000 специалистов, которые не только слушали лекции, но и сдавали тесты. Кстати, сама программа Geometry Manager Pro бесплатная. Любой желающий может зарегестрироваться в нашей системе PASS, ссылку можно найти на заводском сайте www.panasonic.net в разделе Business оборудование Pro-AVЕ, далее скачать ее оттуда и поставить себе на компьютер. Если у вас нет проекторов Panasonic совместимых с этим ПО, это не беда.
При ее запуске появляется раздел Options в котором нужно выбрать Service password. Тут раскрою большой секрет! Сервисный пароль ко всем нашим профессиональным проекторам — 1565. Поэтому даже не имея вообще никакого проектора, вы можете посмотреть функции ПО, поработать с геометрией, с равномерностью и яркостью, с корректировкой цветопередачи, накладывать интересные маски и даже создать виртуальный проект. То есть инструмент абсолютно бесплатный, наша компания берет деньги только за активацию реального проектора.
Очень здорово, что Geometry Manager Pro постоянно совершенствуется. На текущий момент есть специальный плагин ET-CUK10, который позволяет подключить по USB-интерфейсу камеру Nikon D5300/D5500, с помощью которой есть возможность сделать все корректировки в автоматическом режиме. Если у вас нет опыта, или времени, или просто желания работать с тонкими геометрическими настройками, все можно сделать с помощью камеры.
Нынешняя версия поддерживает размерность проекции 4 на 4 (4 стека по горизонтали и 4 стека по вертикали), в каждом стеке может быть по 6 проекторов. То есть 96 проекторов настраиваются с помощью одного фотоаппарата. Зимой выходит новая версия, которая будет поддерживать до пяти фотокамер. Если у вас длинная панорама, вы можете расставить на штативах 5 фотокамер и сделать корректировку геометрии, блендинга и цветокоррекцию в автоматическом режиме.
Насколько я знаю, такой функции больше нет ни у одного производителя. Серверные системы, которые предлагают интерактивную настройку геометрии, в основном используют веб-камеры, которые не обладают достаточной чувствительностью, чтобы управлять уровнем черного в зоне сшивки. Для архитектурного мэппинга, это приемлемо, но недостаточно для внутренних инсталляций.
К слову сказать, на фестивале «Круг света» мы эту функцию тоже не использовали, так как все равно была внешняя засветка от нерегулируемых источников, ведь на городской улице нереально получить бесконечную контрастность. Поэтому Идо-сан порекомендовал выставить ровные зоны нахлеста, а все остальные корректировки сшивки делались с сервера, что упростило нам задачу и сократило время.
А. С.: А как вы взаимодействовали со световым оборудованием?
Д. Р.: Свет нам совершенно не мешал, в основном он располагался на Андреевском мосту, и световое и проекционное шоу чередовались. Была гениальная задумка с двигающимся поездом, который несколько раз «проехал» туда и обратно с помощью стробоскопов. А световые приборы со стороны Министерства обороны располагались на крыше и светили вверх и на зрителей.
А. С.: Да, действительно достойно Книги рекордов. И сколько же времени ушло на подготовку всего этого действа?
Д. Р.: От желания сделать до воплощения прошло примерно три месяца. И это со всеми возможными утверждениями, согласованиями и исправлениями...). Примерно неделя ушла на установку проекторов. Ведь, их нужно было не только выставить в панораму, но и некоторые проекторы настроить строго пиксель к пикселю (усиление яркости), закрепить и т.п. Настройку же изображения на фасад сделали за 2 ночи. Пришлось немного побегать, ибо не все места проекции визуально доступны с пультовой.
www.VJLight.ru
www.russianvjs.ru
http://vj-dj.arkaos.net/credits/grandvj-content (В самом низу мои работы)
Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора.
Журнал "Шоу-Мастер" №83 (скачать)