background:url(images/Fon2.jpg)
VJLight.ru - Журнал Шоу-Мастер №86

Ещё статьи

Журнал "Шоу-Мастер" №86:

ProVJ...

Арсений Сыроежкин,
www.vjlight.ru
www.russianvjs.ru

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ...

Фото Ильи Привезенцева http://ilujban.wixsite.com/dizfot

Виджеинг как вид творчества появился в нашей стране уже достаточно давно. С момента первых виджей-сетов, по-моему, еще в клубе «Птюч», прошло много лет, но я до сих пор удивляюсь, что многие промоутеры и организаторы под понятием «виджей» подразумевают ведущего на каком-либо телеканале. С одной стороны, это даже забавно: ведь сами же арт-директора или устроители мероприятий ищут, чем разнообразить шоу, – хотят чего-нибудь эдакого, необычного.

Но, путаясь в понятиях, упускают возможности и сами себя лишают стратегии развития и новых концепций. С другой стороны, это и немудрено – ведь весьма легко запутаться в таком изобилии новых течений в искусстве, субкультурах и трендах шоу-индустрии.

Конечно, люди, как и раньше, куда-то спешат и бегут наперегонки, только теперь у многих принятие решений происходит за минуты, количество воспринятой информации сводится к нескольким строкам, оценка творчества происходит по лайкам и обезличенным отзывам. Так в суматохе и ищут друг друга в одном и том же месте организатор и художник. Причем место это – порог, за которым дверь. И стоит только приоткрыть ее.

Принцип «кто ищет – тот найдет», естественно, не отменяется, но я все же возьму на себя смелость и приоткрою дверь в мир виджеинга. Я давно планировал рассказать вам, что могут виджеи. Уверен, что это будет вам полезно и, возможно, вы удивитесь возможностям и обилию сфер применения виджеинга. Виджеинг – это не тупой набор видеолупов и эффектов, «крутящихся на автомате». Виджей – это художник, артист, создатель, монтажер, часто еще и инженер, и многое-многое другое.

Итак, начать я хотел бы с виджеинга и применения видео на концертах в целом. Концертный виджеинг – достаточно свежее и весьма ответственное направление. Тут всё перед глазами зрителя. Это не клуб, где к пяти утра уже мало кто чего понимает, а эдакая творческая кухня, где процесс начинается задолго до даты выступления. Виджей живет песнями не меньше, чем их автор и исполнитель, чем музыкант группы.

Он творец, на нем лежит колоссальная ответственность перед собой и артистами за то, что увидят зрители. Его самого не видно, но одновременно он в какой-то степени лицо группы.

Не так давно я побывал на концерте Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» в клубе Б2 и не мог пройти мимо возможности взять интервью у Ольги. Честно скажу, прекрасное впечатление от песен, музыки, вообще всего этого действа с видеорядом и работой виджея Dreamweris до сих пор держит и не отпускает меня.

Арсений Сыроежкин: Что для Вас как для артиста представляет собой видео на Ваших выступлениях?

Ольга Арефьева: Вообще, видео на концертах – давняя история, началась она еще много лет назад. Мы давно выступаем в ЦДХ (Центральном Доме Художника). Над сценой там размещен большой выдвигающийся киноэкран, на нем показывают фильмы, а к концертам его убирают и вешают бархатный задник. И вот однажды, глядя на этот экран, мы задумались о совмещении концерта с видеорядом.

В те времена, я помню, все было на видеокассетах, в звукорежиссерской стоял видеомагнитофон, в который вставлялись эти кассеты.

И раз мы это задумали, началась целая эпопея по подготовке: мы собирались по квартирам, как небольшая секта, пересматривали какие-то необычайные по тем временам фильмы. Помню, «Сад» Дерека Джармена увидели и на песню «Фарфоровая девочка» взяли кадр, где в голом поле за длинным столом сидят такие суровые прямые женщины в черном и водят пальцами по бокалам. А главное – мы задались первыми вопросами по поводу того, какой же визуальный ряд вообще подходит к музыкальному выступлению.

Ведь концерт – это интенсивный поток информации, и надо не отвлекать зрителя, не ломать впечатление, а усиливать его. Осознали, что если в кадре есть говорящие головы или портреты характерных героев – это сразу в корзину. Зрелище на экране должно быть довольно абстрактным, при этом насыщенным, будоражить воображение и ничего не навязывать. Брали длинные созерцательные куски из авангардных фильмов.

Задача была – найти полностью подходящий эпизод размером с песню. Нам почему-то не приходила в голову идея зацикливать видео. И слава Джа. По-моему, именно благодаря этому результат получился более интересным, хотя задача оказалась трудной.

Это ведь не клип, а фильм к песне, притом надо, чтобы он подходил к ней от начала до конца. Об авторских правах тогда особо никто не думал. Собственно, получились такие разовые арт-акции – один-два концерта, где часть песен была с видео. Но зрители до сих пор это помнят, и у нас еще потом долго все спрашивали названия фильмов. Так что с авторами мы, считай, как могли, расплатились рекламой :). Главное, конечно, происходило внутри нас: мы учились.

Это была очень творческая и вдохновляющая затея, которая много нам дала в понимании и кино, и музыки, и их взаимодействия. Кстати, мы тогда только начинали пользоваться интернетом, и там еще не было ни такой скорости, ни такого изобилия доступной информации, как сейчас. Мы всё это у любителей, умельцев на кассетах смотрели, выписывали с такой-то секунды по такую-то. Переписывали с кассеты на кассету, чтобы сделать что-то вроде монтажа прямо на видеомагнитофонах.

А. С.: Какой же это год?

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Оборотень»

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Оборотень»

Кадры из клипа «Оборотень»

О.А.: Девяносто какой-то. Восьмой, девятый. И вот тогда уже мы поняли силу этого приема, его мощь воздействия на зрителей и музыкантов. Этот опыт отпечатался потом на всем дальнейшем, что происходило. Потом появился доступ к монтажным программам, к видеокамерам. Я начала сама ваять фоны, генерить их на разных плагинах. Какие-то клеточки, завитушки, ползущие водоросли.

И следующим закономерным этапом стало создание собственных материалов. Поначалу специально ничего не снимали. Я увлекалась визуальным театром, нашла нескольких единомышленников, мы создали перфоманс-группу KALIMBA. Долго рассказывать, это был целый этап жизни, сильный, трудный и яркий. Мы фиксировали свои спектакли просто для памяти, и иногда получались впечатляющие кадры. Их конечно было можно транслировать во время некоторых песен.

И хотя песни и спектакли создавались отдельно, они очень друг другу подходят, потому что пронизаны одной и той же энергией. На ютубе есть моя песня «Оборотень» – можете посмотреть, это наш первый и самый, пожалуй, любимый клип, который вообще не клип. Это был спектакль, и снимали-то мы его не специально, а просто стояла камера, кому-то в руки дали еще одну, на другом спектакле еще раз сняли.

Получился очень красивый материал, из него смонтировали видеоверсию спектакля длиной около часа и выпустили на DVD-диске. А уже из нее позже смонтировали клип на песню «Оборотень». И так вот пошло-поехало: увлеклись и сейчас сами снимаем свои клипы. Иногда ими сопровождаем песни на концертах, но предпочитаем все же отдельно показывать.

И, безусловно, есть еще один великий источник, из которого можно черпать фоны, – мировое бессознательное. В интернете есть огромное количество футажей и просто разнообразных безымянных съемок. Сейчас мы уже стали аккуратны с авторскими материалами.

Тут всегда очень тонкий моральный выбор, и мы в итоге предпочитаем использовать свое. Даже если берем какую-то готовую картинку, то только в качестве исходного материала, а дальше добавляем свое творчество и все изменяется до неузнаваемости. Вот таким образом все и складывается.

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Лолы Левовой (lolale)

Фото Лолы Левовой (lolale)

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Лолы Левовой (lolale)

Фото Лолы Левовой (lolale)

А. С.: То есть Вы сами видео делаете и сами монтируете?

О.А.: Да, я снимаю и монтирую видео, и многие музыканты этим увлекаются. Да не только музыканты – разные люди. Если раньше камеры были огромными, тяжелыми, лишь у киношников и на телевидении, то сейчас в фотоаппаратах, телефонах они вполне приличные. Правда, об этом явлении иногда можно сказать «техника в руках обезьяны». Все-таки кинематографист, видеооператор, фотограф – это профессии.

Те, кто делают первые шаги в новой для себя области, обречены совершать все закономерные ошибки, делать наивные ходы, которые свойственны первокурсникам, и хорошо, если они способны это осознавать и учиться в процессе. Мне кажется, мы уже прошли определенный путь, конечно, не достигли вершин, но делаем прилично и интересно.

Дальше начинается уровень, когда люди целиком посвятили жизнь кино и получили профессиональное образование. Тогда они занимаются только этим, следят за развитием техники, используют краны, рельсы, стабилизаторы, разнообразную оптику, дроны, компьютерную графику. Ну и работают, конечно, не на себя, а по заказам.

Это дорогая профессия, а уж тем более хобби. А мы, можно сказать, развлекаемся. Съемки происходят довольно скромно – есть камера, которую можно без труда с собой носить и возить.

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Лолы Левовой (lolale)

Фото Лолы Левовой (lolale)

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Лолы Левовой (lolale)

Фото Лолы Левовой (lolale)

Снимаем, когда увидели нечто красивое или возникла идея. Никакого перекрывания улиц, автобусов с персоналом, грузовиков с оборудованием. Люди рядом с нами могут даже не замечать, что мы снимаем не просто фоточки для фэйсбука. Поэтому важнее всего идея. Тут, конечно, театральное мышление очень помогает. И еще, когда встречаем красивых интересных людей с жаждой творчества, с ними можно что-то вместе придумывать. Себя-то уж мы по сто раз сняли.

А. С.: Видео на концерте — это такой сильный, мощный прием, с которым нужно аккуратно обращаться. Это для Вас декорация или дополнительное пояснение зрителю?

О.А.: При желании фоном из видео можно заменять декорации. Это уже театральный, спектаклевый прием – скажем, спроецировать дворец и петь, как будто ты во дворце, или снять колодец каменный и петь, будто в каменном колодце.

Сейчас в театре интенсивно применяются такого рода технологии. Мы пока не дошли до того, чтобы декорации вокруг себя изображать, все-таки это концерт, а не спектакль. Пояснять зрителям на концерте тоже нечего – это не тот процесс, где нужно много думать, понимать. На представлении нужно переживать, попадать в волшебный мир, пропускать через себя эмоции.

Музыка должна оставлять максимум пространства для воображения слушателя, ему лишь надо помочь включиться в особую атмосферу. Мы раньше, по молодости и неофитству, иногда перебарщивали с образами, нагромождали много театра, слишком шокировали зрителя.

Сейчас все больше сворачиваем свой инструментарий воздействия до самого минимального. Когда человек играет, поет – уже и так возникает магическая картина, зрителю не надо мешать ее созерцать, достаточно просто атмосферу поддерживать. Видео можно вводить, но очень аккуратно. Вот, скажем, сегодня одновременно с исполнением песни «Смотри на этот свет» показываем наш подводный клип.

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Смотри на этот свет»

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Смотри на этот свет»

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Смотри на этот свет»

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Кадры из клипа «Смотри на этот свет»

Кадры из клипа «Смотри на этот свет»

Вода – сильнодействующее, впечатляющее средство, она полна красоты, которая утягивает из обыденности. Легко впасть в измененное состояние, созерцая плывущее, танцующее тело. Включать мозг, разбирать по косточкам можно потом.

А.С.: Я вижу, Вы стали привлекать к оформлению концертов профессиональных виджеев? VJ Dreamweris (Андрей Шайкин) работал сейчас на концерте. Вы только с ним сотрудничаете?

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... VJ Dreamweris (Андрей Шайкин)

О.А.: Был опыт с одним виджеем, который запускал на экран трансляцию ведущейся тут же съемки концерта, попутно искажая ее разными плагинами, но мне этот эксперимент не показался удачным. В некоторых спектаклях у нас применялось видео. Наш относительно недавний спектакль «Алиса» был украшен возникающими по ходу фонами-надписями-атмосферами.

Я написала для него много песен, мы увлеченно снимали довольно забавное теневое видео. Кстати, часть из него можно посмотреть в ютуб – «Дело было в январе», «Новогодняя открытка KALIMBA» и отдельно нарезку с самого спектакля. Кто-то помогал ставить музыку, кто-то рулил свет, кто-то включал в нужные моменты подготовленное видео. Можно назвать виджеем человека, который включает готовое видео?

А.С.: Своего рода визуал-жокей.)

О.А.: В принципе, да. Но когда мы встретились с Андреем Шайкиным, он взял на себя более серьезные функции. Он сам подбирал весь видеоматериал, хотя со мной согласовывал. Мы обсуждали, спорили, в чем-то были не согласны, что-то меняли. Но очень плодотворно общались. В следующий раз я уже куда легче ему доверила оформление концерта целиком.

А так как у нас двух одинаковых концертов нет, ему потребовалось видеоряд подбирать заново. Несколько находок все же повторили, например, песню «Каллиграфия». А к новым песням сделали новое. Я потом смонтировала и выложила съемку двух песен с того выступления, можно найти в ютубе.

А.С.: И теперь все время будете выступать с виджеем?

О.А.: Мы не привязываемся к каким-то определенным приемам, традиции не заводим. Есть места, где удобно видео применять, их не так много. Вот клуб Б2 был в этом плане хорошим местом. Появились клубы «Volta», «Yotaspace» – там фоном на сцене висят большие экраны и они покрываются лучом проектора, не задевая музыкантов, это важно. Еще нужно, чтобы световые приборы точечно освещали выступающих, но не засвечивали экран. Там, где это сделано, можно концерт с видео соединять.

Иногда на гастролях бывает удачный зал, но чаще оборудовано все неудобно. Часто проектор слабый, висит неправильно – в лицо артистам, или он вообще в стороне, не на сцене. Бывает, экранчик маленький, сверху выдвигается. Для лекций это, наверное, хорошо, но для оформления концерта несерьезно.

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Арсения Сыроежкина

Фото Арсения Сыроежкина

Журнал «Шоу-Мастер» №86. ProVJ... Фото Арсения Сыроежкина

Фото Арсения Сыроежкина

А.С.: Кстати, есть возможность изображение с двух проекторов сшивать в одно. И получается, что даже если и будут на уровне глаз артиста два проектора по бокам, они сзади, за ним, будут склеивать изображение, которое будет даже шире стандартного. Не четыре на три, а больше форматом. Не думали над этим?

О.А.: Это здорово, но мы не вышли на такой уровень привязки к видео, чтобы таскать с собой свои проекторы с экранами, к ним фермы, крепежи, катушки шнуров и монтировать это все добро на площадках. Тогда уж и свет надо возить, и техников – запахнет фурами оборудования и бригадами монтажников. Но мы не Pink Floyd :). Пользуемся тем, что есть в зале, и в том виде, как оно уже смонтировано. Если устраивает, то используем, если нет – то просто не делаем этого. А вообще, спасибо за совет.

А.С.: А есть планы на ближайшие концерты, связанные с видео?

О.А.: Хотим сделать не концерт, а спектакль с использованием видеоарта. Авторского, специально созданного. Есть моя книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной», и мы уже с Андреем (VJ Dreamweris) выбирали абзацы, которые прямо просятся быть переложенными на полотно. Там есть текст: «У меня две души – дневная и ночная.». Можно сделать левую половинку экрана белой, на ней черная тень, правую – черной с белой тенью, и они что-то разное делают. Или: «Одно слово стало птицей и вылетело изо рта.» Можно это слово изобразить – кляксу летающую, которая пульсирует, трансформируется и превращается в разные предметы. В таком духе и придумываем. Какие-то вещи можно снять – поставить человека за экраном, снять тень. А какие-то непонятно как делать – без компьютерной анимации или даже мультипликации, похоже, не изобразишь.

А.С.: Когда планируете выпустить этот спектакль?

О.А.: Ох, хотите насмешить Бога — расскажите ему о своих планах :). У нас происходит некий творческий процесс без конца и начала, но с узловыми точками. Когда какой-то замысел дозрел до продукта или хотя бы полуфабриката, мы его начинаем включать в события жизни. Иногда не получается то, что хотели, но зато выходит что-то другое. Например, вместо спектакля украсить этим видео концерт. Так что делай, что должно, и будь, что будет. Такой у нас принцип :).

А.С.: А как вы подбираете видео – по цвету, настроению, смыслу или еще как-то?

О.А.: Вообще, мы тщательно обдумываем, каким из видео сопроводить песню. Показать небо на песне «Авиатор» – это, конечно, лобовой ход, но, с другой стороны, тут уже другого и не нужно. А в остальных песнях обязательно придумываем что-то необычное. Это не так, кстати, легко: нейтральных, атмосферных и эстетически совершенных объектов для видео не особенно много. Разумеется, подходят закаты, дождь, снегопад, огонь, облака, вот и глядишь, всё и кончилось.

А дальше уже надо думать. Животные, например, это красиво, подошел бы такой стилизованный зверь, который бежит в пустоте, вокруг нет природы, обстоятельств, просто грациозный зверь. Где такую съемку возьмешь? Такого уже, видимо, рисовать надо. Мы думали, кстати, с Андреем о мультипликации. В моей книге «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» у Белкового Ангела есть огненная собачка, которая ест дрова, всякую фигню иногда подбирает: полиэтилен, сухие ветки, листья. Вот эту собачку я попросила знакомого аниматора из Брянска нарисовать.

Рисует. Нарисовал пока одну фазу движений, как она бежит вперед. Очень симпатично. Вот дальше уже начинается непростая работа с просчетами больших объемов информации, со сложными рисунками и анимацией. Это уже дорогая история. Мы пока все делаем на коленке, у нас такой театр игрушечный :). Зато все сами.

А.С. Я сегодня имел удовольствие посмотреть Ваш концерт. Не знаю, хорошо это или плохо, но я могу видеть видеооформление и как зритель, и как виджей одновременно. Честно скажу – очень здорово. Очень грамотная работа. То ли Вы случайно так попали, то ли какое-то наитие.

О.А.: …То ли мы сидели и долго думали :)?

А. С.: Да, да, интересно узнать, это все случайность или какой-то неведомый творческий расчет?

О.А.: Мы долго сидели, думали, готовили, и получилась творческая случайность :).

А.С.: Я так и подумал! Спасибо за огромное удовольствие от концерта, а также за интервью. Удачи Вам и творческих успехов!

О.А.: Спасибо, отличный финал. И Вам удачи!

Послесловие от Ольги Арефьевой: Так как интервью взято некоторое время назад, а выходит в печать только сейчас, можно с интересом проследить, как именно наши планы реализовались. Видео с черной и белой половинками снято нами и смонтировано без участия Андрея Шайкина. Текст, который положен в его основу, был в итоге взят не из книги – видео сопровождает подлинная диктофонная запись речевой импровизации, появившейся позже выхода книги. На фонограмме запечатлен весьма любопытный разговор Ефросиньи с Богом.
Фильм продолжительностью 17 минут вышел абсолютно самодостаточным и ни в какой спектакль не вошел. Он получил название «На солнечной стороне ее лица», мы его показываем отдельно перед некоторыми концертами и спектаклями. Кляксу не нарисовали и не сняли. Зато аниматор из Брянска Андрей Калинин доделал чудесную огненную собачку. Она бежит, оглядывается, садится, чешется, встает, разворачивается и снова бежит.
Ее можно спроецировать в любое пространство. Кроме того, все по той же книге про Ефросинью создан спектакль «Приключения в романе». Мы сделали его совместно с Олегом Жуковским из театра DEREVO. Для спектакля я делала еще много фонового видео, но в итоге решили не смешивать разные техники и видео не применили. Спектакль показывался в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге. Оставшееся видео используем в качестве фонов на концертах.

Видеофрагменты вы можете увидеть здесь:
http://www.ark.ru
https://vk.com/video60213141_171037892


www.VJLight.ru
www.russianvjs.ru

http://vj-dj.arkaos.net/credits/grandvj-content (В самом низу мои работы)

Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора.

Журнал "Шоу-Мастер" №86 (скачать)

Ещё статьи


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru